Доброго времени суток, мои дорогие читательницы – постоянные и новые! Сегодня мы продолжаем разговор о развитии ребенка по месяцам, начатый в прошлой статье. Неопытных родителей часто обуревает множество сомнений: не отстает ли их карапуз в развитии, все ли у него хорошо, все ли они сами делают правильно? Эти сомнения развеются, если вы узнаете, что должен уметь ребенок в 2 месяца, и сравните эти знания с навыками своего ребенка. Если где-то он пока не «впереди планеты всей», вы будете знать, на что ориентироваться, чтобы помочь крохе освоить нужные навыки.
Переход на новый этап
Возраст 2 месяца – это период, когда ребенок по педиатрическим меркам уже не считается новорожденным. Самые первые, самые трудные 4 недели его жизни уже позади. Но впереди – длинная крутая лестница его судьбы, провести по которой его с максимальной пользой – наша главная родительская задача.
Изменения, происходящие с ребенком на 2 месяце, гораздо более заметны как с физической, так и с эмоциональной стороны. Многие действия он проделывает уже не просто потому, что получается, а вполне осознанно. На этом этапе:
- Мама остается для малыша основным источником не только пищи, но также спокойствия, защиты, надежности. Только она может восстановить нарушенный баланс чувств ребенка. Ее голос, тепло рук, запах, дыхание, стук сердца, плавные покачивания действуют на кроху волшебным образом. Маму он теперь не просто узнает как родного человека, а всегда активно приветствует радостными возгласами и лучезарной улыбкой.
- Однако при этом у карапуза еще не сформировано чувство опасности, исходящее от других людей.
Понятия «свои» или «чужие» для него пока не существует, кроха с радостью пойдет на ручки к любому человеку.
- Период начальной адаптации малыша к новому миру прошел, теперь карапуз к этому миру проявляет живой интерес. Цвета, звуки, запахи помогают ему познавать и развиваться.
Растем, «тяжелеем», развиваемся
Если младенец родился доношенным, то к концу второго месяца он уже стал настоящим «бутузом»: сейчас его вес увеличился с момента рождения примерно на 1,5 кг, а за последние 4 недели – где-то на 800 г. При этом мальчики могут весить от 4,5 до 7 кг и даже более, девочки – в районе 4 — 6,5 кг.
Карапуз активно растет. За последний месяц он вытянулся еще на несколько см. теперь рост мальчишек достигает 54 – 63 см, девчонок – 53 – 60 см. Но это, пожалуй, единственные пока отличия грудных детей в общем развитии.
Однако это – лишь примерные показатели, на которые стоит ориентироваться, четко понимая, что каждый ребенок – индивидуален в своем развитии. Если что-то вызывает тревогу – проконсультируйтесь с врачом.
Если малыш появился на свет раньше срока, то динамику и значения этих показателей, как и общее состояние маленького организма, может оценить только педиатр.
Физиологические изменения в маленьком организме тоже весьма существенны:
- С полной силой работают слюнные железы. Сосать грудь крошке теперь намного комфортнее, а воздуха при этом он заглатывает куда меньше, так что и количество кишечных колик станет ниже.
- Активизируется выработка пищевых соков, ферментов, в кишечнике множится полезная флора. Меняется состав и вид стула – теперь он более оформлен.
- Снижается физиологический гипертонус новорожденных, когда младенец активно беспорядочно стучал ножками и ручками, освобождаясь от привычки находиться в позе эмбриона, угасает рефлекс ползания. Теперь от вашей ладошки, подставленной к пяточкам, ребенок отталкиваться не будет. Это нормально. Сейчас рефлексы первого месяца жизни малыша постепенно угасают, движения становятся все более скоординированными.
- Обостряется зрение, малышу легче «навести резкость» на предмет (сфокусироваться). Он уже более пристально и осознанно рассматривает предметы, даже при некотором их движении.
«Двигательный прогресс»
Это действительно прогресс по сравнению с предыдущими 4 неделями. Вы, наверное, и сами многое уже заметили:
- Карапуз может лежать с раскинутыми ручками и выпрямленными ножками, поднимать их вверх, опускать (не сучить, как месяц назад), сжимает-разжимает кулачки. Некоторым деткам этого возраста подобное занятие кажется весьма увлекательным.
- Если подвесить перед малышом яркую игрушку, он будет тянуть в ее сторону ручки, целенаправленно пытаясь захватить ее, хотя для этого возраста такие манипуляции еще достаточно сложны по степени координации. Ведь нужно определить направление захвата и расстояние до цели. Для двухмесячного «агушки» это, пожалуй, слишком.
- Лежа на животике малыш в состоянии удерживать головку примерно минуту! При этом он поднимается на согнутых локотках.
- Если кроху регулярно носили в вертикальном положении (даже только для полноценных срыгиваний после кормления), мышцы шеи, спины уже достаточно окрепли, и ребенок в состоянии какое-то время удерживать головку в таком состоянии.
Но ее нужно постоянно страховать руками, ведь кроха быстро устает, и головка закидывается назад.
- Благодаря улучшению зрения, ваш ребенок сейчас любит рассматривать то, что находится перед его глазами. Больше всего, конечно же, ему нравится изучать мамино лицо. Но яркие игрушки тоже подойдут.
- Ребенок также подолгу рассматривает свои ручки, ножки, периодически попадающие в его поле зрения, когда он лежит на спине. Вложите крохе в кулачок игрушку – он станет изучать ее. Кстати, большинство деток в этом возрасте довольно быстро усваивают, что движение их ручек напрямую связано со звуками, которые погремушка при этом издает, и начинают трясти игрушку целенаправленно. Однако есть тут и подвох.
Ребенок также очень быстро улавливает связь между своим плачем и появлением мамы, поэтому будьте осторожны, не сделайте из него «ручника», не желающего отпускать вас ни на минуту!
- Еще одно, весьма спорное с точки зрения многих родителей, «достижение» малыша – желание все тянуть в ротик. Ведь миллионы микробов с окружающих предметов непременно попадут в детский кишечник. Значит, вам придется следить за чистотой всего, что окружает ваше любимое чадо.
В море эмоций – новые волны
Эмоциональное развитие малыша набирает обороты. В конце 2 месяца оно характеризуется, прежде всего, зарождением так называемого «комплекса оживления», когда ребенок стремится к общению с окружающими. Он учится копировать их звуки, интонации, привлекает внимание улыбкой.
Вообще эмоций стало больше, и теперь они – осознанные:
- Ребенок может с помощью звуков и интонации выражать самые разные чувства: радость, недовольство, обиду, протест, теперь он волнуется, зовет, сердится, требует. При этом активно подключается мимика: грудничок морщит носик, смешно оттопыривает нижнюю губку перед «слезопусканием», хмурится, если обижен. Даже плач в этом возрасте уже интонационно окрашен: это может быть сигнал о голоде, усталости, обиде, дискомфорте, страхе. Внимательные мамочки сейчас в состоянии отличить эти нотки.
- Ребенок узнает близких людей, улыбается им осознанно, приглашая к «разговору».
Всегда отвечайте на его «агу», поддерживайте эти умилительные «беседы»! Ведь это – самая главная коммуникация на пути малыша к освоению взрослой речи. Вы увидите, что он словно рассказывает что-то, а не просто бормочет.
- Начало «гуления» говорит не только о том, что малышу сейчас хочется внимания, но также о том, что развитие крохи идет своевременно. Если ребенок родился недоношенным, его развитие будет несколько отставать. Как я уже сказала, в таком случае норму будет определять ваш педиатр.
Если же ребенок родился вовремя, но признаков гуления к 2 месяцам не наблюдается, обратите на это внимание. Отсутствие этого признака развития речи в 3 или 4 месяца будет говорить о скрытых проблемах. Не пропустите момент, обратитесь к неврологу для выявления причин и своевременного их устранения.
Вашего пристального внимания требует и общее развитие. Если кроха не делает попыток хватать предметы, держать голову, следить за игрушкой – не ждите, обратитесь к доктору. Вполне возможно, он скажет, что ребенку просто не достает внимания, либо в семье слишком напряженная атмосфера. Тогда доктор посоветует вам меньше нервничать и просто больше внимания уделять ребенку: делать ему массаж, почаще говорить с малышом, обеспечить крохе полноценное питание, отдых, увеличить время прогулок на воздухе.
Но если обнаружится какое-то отклонение, корректировать это важно, не откладывая.
Все детки индивидуальны. Основные навыки, о которых мы здесь поговорили, могут проявиться чуть раньше или позже средних норм. Для вас главное сейчас – окружить своего малыша максимальной любовью, вниманием, заботой, дать ему физический и психологический комфорт.
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Как и прежде, жду ваших писем, вопросов, комментариев. Не забывайте ставить лайки и подписываться на мои обновления. Будьте в курсе всего, что происходит в нашем блоге! Да-да, именно в нашем, ведь вы тоже принимаете активное участие в его создании и развитии! Жду обратной связи, мои дорогие!